Православные приходы в баден вюртемберг. Церковь Преображения Господня — оплот православной веры в Баден-Бадене. Что такое функциональные cookie-файлы

Коллегиальная церковь Баден-Бадена (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Коллегиальная церковь Баден-Бадена обозначает город как столицу маркграфата - маркграфства Баден. Маркграфствами в ту эпоху управляли знатные рыцари, получавшие вместе с землей титул маркграфа, и подчинялись они только королю. Так было и здесь - регионом несколько веков правил один дворянский род, основанный в 11 столетии. Конкретно Баденом они правили начиная с 12 века, и городская коллегиальная церковь - их семейный собор, в котором их хоронили (в ту эпоху это было возможно).

Всего тут захоронено 13 поколений маркграфов Баденских и некоторые из их служащих, церковь очень интересна сама по себе, а еще в ней есть несколько любопытных предметов. Первая церковь на этом месте построена в 10 веке, а в 12 веке ее перестроили в готическом стиле. Потом она сгорела, и заново ее отстроили в стиле барокко, соединяя новые части с сохранившимися старыми, поэтому эта церковь сейчас почти утратила и свой исходный романский облик, и появившийся после очередной переделки позднеготический - тоже, превратившись в слияние нескольких архитектурных стилей разом.

Внутри коллегиальной церкви Баден-Бадена много интересных элементов и предметов, самых разных.

Церковь очень простая по форме, снаружи мало декоративных элементов (когда-то они были, как и положено готике той эпохи, но их снесли при одном из последующих перестроений). В результате получилось простое основное здание Т-образной формы, украшенное высокой тонкой и неожиданно изящной барочной колокольней. Интересно, что в здании была старинная отопительная система, которая грелась за счет того, что по ней циркулировала натуральная термальная вода, от природы горячая - церковь стоит прямо над природными источниками. Собственно, ее еще и поэтому так много раз переделывали - вода размывает.

Внутри много интересных элементов. Довольно большая часть - это захоронения. Их 20, они относятся к 16-18 векам, над ними установлены необычные памятники-таблицы. Также сохранилось несколько деревянных и каменных скульптур 15 века. Элементы в готическом стиле тут частично заменяли элементами в стиле барокко, а их, в свою очередь, неоготическими, поэтому получилось причудливо.

Самый же знаменитый элемент внутреннего убранства - каменный крест 15 века, установленный над хорами.

Церковь снаружи и изнутри

Практическая информация

Официальный адрес: Baden-Baden, Marktplatz, Die Stiftskirche Baden-Baden. Это Старый город, большая часть улиц вокруг площади пешеходная, добираться нужно пешком. Но пройтись там интересно, это древняя Рыночная площадь, одна из самых старых в городе.

Церковь открыта ежедневно с 8:00 до 18:00, осмотр возможен только вне религиозных мероприятий.

Тип здания Церковь Архитектурный стиль неорусский Автор проекта И. В. Штром Строитель Бельцер Первое упоминание 1859 Строительство - годы Статус охраняется государством Состояние действующий Сайт Координаты : 48°45′14″ с. ш. 8°14′40″ в. д.  /  48.75389° с. ш. 8.24444° в. д.  / 48.75389; 8.24444 (G) (Я)

Це́рковь Преображе́ния Госпо́дня (нем. Christi-Verklärungskirche ) - церковь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей , расположенная в Баден-Бадене . Настоятель - иерей Александр Шпулинг.

История

Первые храмы

Современный храм

Особый вклад в возведение отдельного храма внесла великая герцогиня Мария Максимилиановна . Её стараниями город предоставил русской общине место. Закладка храма состоялась в 12 (24) августа 1881 года . Во главе православной общины Баден-Бадена стояли дочери князя С. С. Гагарина , Варвара и Татьяна.

Проект церкви был разработан архитектором И. В. Штромом . На богослужении присутствовала великая княгиня Ольга Фёдоровна , а также великие князья Георг и Александр Михайловичи и семья великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II .

Строительством руководил баденский архитектор Бельцер. Строительство храма вчерне было закончено в сентябре 1882 года . Освящение церкви в честь Преображения Господня состоялось 28 октября (9 ноября) 1882 года .

Первоначально в общине насчитывалось около 100 человек, среди которых была актриса Ольга Чехова . Впоследствии количество прихожан сократилось в два раза.

Основные реставрационные работы были проведены в середине 1980-х годов . Позолота купола была возобновлена к 1988 году .

Приход составляют выходцы из России, а также сербы, греки и немцы. Службы проводятся еженедельно.

Архитектура, убранство

Каменная церковь построена в северо-русском стиле, венчана позолоченным луковичным куполом .

В плане храм представляет греческий крест. Стены выложены плитами из светлого камня.

Над входом находится мозаичная икона Преображения Господня, которая была выполнена венецианским художником А. Сальвиати по рисункам князя Г. Г. Гагарина .

Свод храма поддерживается шестью колоннами.

Вся внутренняя роспись была безвозмездно выполнена князем Г. Г. Гагариным. Семь фресок изображают земную жизнь Иисуса Христа . В куполе помещено изображение солнца в окружении евангелистов Луки, Марка, Матфея и Иоанна. Всё пространство украшено орнаментом. В алтарной нише находится копия фрески «Тайная Вечеря» Владимирского собора в Киеве .

Окна витражные. Одноярусный иконостас вырезан из мрамора.

В крипте под алтарём были захоронены великая герцогиня Мария Максимилиановна и княжна Татьяна Сергеевна Гагарина (1834-1920). Стены крипты украшены мозаичным орнаментом; пол из белого мрамора.

Напишите отзыв о статье "Преображенская церковь (Баден-Баден)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Преображенская церковь (Баден-Баден)

«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину.
Анатоль согласился и поехал в Москву, где остановился у Пьера. Пьер принял Анатоля сначала неохотно, но потом привык к нему, иногда ездил с ним на его кутежи и, под предлогом займа, давал ему деньги.
Анатоль, как справедливо говорил про него Шиншин, с тех пор как приехал в Москву, сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и очевидно предпочитал им цыганок и французских актрис, с главою которых – mademoiselle Georges, как говорили, он был в близких сношениях. Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. Рассказывали про несколько интриг его с московскими дамами, и на балах он ухаживал за некоторыми. Но с девицами, в особенности с богатыми невестами, которые были большей частью все дурны, он не сближался, тем более, что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека.
Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что, глядя на него, и другие были убеждены в этом и не отказывали ему ни в высшем положении в свете, ни в деньгах, которые он, очевидно, без отдачи занимал у встречного и поперечного.
Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».

Русская Преображенская церковь на Лихтенталер Аллее в Баден-Бадене была освящена в честь Преображения Господня 28 октября 1882 года. Трёхнефная церковь из песчаника с золотым луковичным куполом на основании в форме греческого креста была построена Владимиром Потёмкиным по проекту петербургского архитектора Ивана Васильевича Штрома (1825-1887). Мозаика над порталом и всё внутреннее убранство были выполнены по проекту русского князя Григория Гагарина (1810 - 1893). Храм закрывали дважды - первый раз в начале Первой мировой войны до 1921 года, второй раз в начале Второй мировой войны до 1988 года.



Баден-Баден был в XIX веке столицей Великого герцогства Баденского, которое - несмотря на свое громкое название - являлось одним из карликовых немецких государств и после объединения страны вошло в состав Германской империи. Небольшой город слыл в Европе модным и фешенебельным курортом, ибо был «расположен в прекрасной долине, упирающейся в хребет Шварцвальда, и со всех сторон окружен горами, защищающими его от разного рода неблагоприятных ветров... Не менее того славится Баден-Баден и своими теплыми источниками», писали о курорте путеводители. Эти воды, вытекавшие из Замковой горы, помогали при кожных и женских болезнях, подагре, а также при расстройстве пищеварения. В начале XX века за год в городе бывало более 60 тыс. больных. Сезон длился с конца июня до октября.

Герцогство было связано с Россией тесными семейными узами и свой статус получило благодаря России. В 1793 Цесаревич вел. кн. Александр Павлович женился на баденской принцессе Луизе-Марии (Елизавете Алексеевне); в 1857 принцесса Цецилия-Августа (1839-1891) вышла замуж за вел. кн. Михаила Николаевича, брата Императора Александра II, и, приняв Православие, стала называться в России Ольгой Феодоровной. В браке герцогиня сохранила свое православное вероисповедание. Ее брат — принц Вильгельм (1829-1897), женился в 1863 на герцогине Марии Максимилиановне Лейхтенбергской (1841-1914), внучке Николая I, которая принадлежала к Российскому Императорскому Дому.

Хотя вел. кн. Ольга Феодоровна жила в основном в Петербурге и Тифлисе, где ее супруг был наместником Кавказа, она, тем не менее, часто навещала родной город, который полюбился больным и отдыхающим из России. «Одни уже с давнего времени приобрели здесь недвижимую собственность и безвыездно проживают в собственных виллах; другие жительствуют по десяткам лет в наемных квартирах; много русских приезжает сюда также только на летние месяцы». В городе, где одна из гостиниц называлась «Руссишер Хоф» бывали и жили В. А. Жуковский (он здесь и умер), П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев (он провел здесь семь лет), Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев. Многих русских, в том числе Ф. М. Достоевского, привлекало местное казино с его рулеткой. Путеводители подчеркивали, что «на водах господствует французский язык» и «собирается лучшее общество Европы».

Мысль иметь в городе православные богослужения появилась в конце 1830-х, и великий герцог даже обещал приезжим русским место для этого в Старом замке, но дальше разговоров дело не пошло. Время от времени священники из Висбадена и Карлсруэ приезжали в Баден-Баден и служили в своих квартирах, как было, например, на Пасху 1849, когда это сделал прот. Василий Полисадов.

Чтобы устроить для своих соотечественников в Баден-Бадене постоянную православную церковь, российский посланник Н. А. Столыпин и кн. Е. Э. Трубецкая открыли в 1857 подписку среди русской колонии. 1 июля 1858, в почтовом доме на Лихтенталерштрасе, была установлена привезенная из Штутгарта походная церковь, пожертвованная в 1844 кн. П. П. Лопухиным. За одно лето «положено было начало капитала для устройства постоянной церкви» и образован строительный комитет во главе с католичкой кн. Гагариной (урожд. Потоцкой) и протестантом бар. А. С. Мюленом. В почтовом доме церковь, однако, действовала всего несколько месяцев. Новый храм на Шиллерштрасе, 5 был освящен лишь в 1865 в присутствии принцессы Марии Максимилиановны. Он разместился в частном доме, и служить в него раз в неделю приезжал прот. Александр Андреевич Измайлов из придворной Кресто-Воздвиженской церкви в Карлсруэ, где жила принцесса. Содержался храм исключительно на пожертвования.

Так как русских — особенно отдыхающих — на модном курорте с каждым годом становилось все больше, то им потребовался отдельный и поместительный храм, тем более, что существовавший нуждался в постоянном ремонте. Было выпущено воззвание о пожертвованиях, «дабы даровать пребывающим здесь достойную великой нашей родины постоянную святыню». Однако дело задержалось, отчасти потому, что в 1867 румынский князь Михаил Стурдза выстроил в парке на Михаэльсберге богато убранную православную церковь, где он позже был погребен со своей семьей. Хотя службы там шли по-румынски, многие русские все же решили, что им отдельная церковь больше не надобна.

Время, однако, опровергло это мнение, и 31 июля 1880 русская церковь была заложена прот. А. Измайловым в присутствии вел. кн. Ольги Феодоровны, вел. кнн. Георгия и Александра Михайловичей, на участке, бесплатно предоставленном городом. Строительство и убранство обошлись в 50 тыс. руб., собранных путем пожертвований; недостающую сумму в 7 тыс. марок внесла Мария Максимилиановна, которая после своей кончины была похоронена в крипте. Очень многое сделала для всего предприятия благочестивая бар. Варвара Сергеевна Плессен (1824-1893), урожденная кжн. Гагарина, и ее сестра Татьяна. Строился небольшой храм очень быстро и уже 16 октября 1882 в присутствии принца Вильгельма Баденского с супругой, вел. кн. Николая Николаевича-мл. состоялось его освящение тем же прот. А. Измайловым и о. Сергием Любимовым из Штутгарта. Принцесса Мария Максимилиановна подарила храму вышитый ею ковер.

Проект церкви в русско-византийском стиле составил петербургский зодчий Д. И. Гримм, а реализовал — И. В. Штром при участии местного архитектора Берхарда Бельцера и отставного инженера В. И. Потемкина. Автором росписей, исполненных «в мягких тонах» на холсте, был кн. Г. Г. Гагарин, бывший вице-президент Императорской Академии художеств. По его же рисунку местный скульптор Луиджи Броджи вырезал из белого мрамора одноярусный иконостас, который оплатила принцесса. Мрамором в церкви выложен пол и облицованы стены. Мозаичный образ над входом был изготовлен, тоже по эскизу Гагарина, в Венеции, в мастерской Антонио Сальвиати. Орнаменты на стенах написал художник Шварцман из Карлсруэ.

Однопрестольный храм стоит среди деревьев и невелик по размерам. Это — невысокое без колокольни кубическое здание, облицованное песчаником и увенчанное золоченой главкой на стройном барабане. Фасады завершены кокошниками и прорезаны трехчастными окнами. Портал решен как сложной формы ризалит и декорирован килевидной аркой, заимствованной из старомосковской архитектуры. Освещается церковь витражами и пятью паникадилами (самое большое — на 64 свечи), изготовленными из латуни местными мастерами.

Несколько лет новоосвященный храм не имел своего причта и его до 1893 продолжал окормлять прот. Измайлов. Храм числился приписным к придворной церкви в Карлсруэ (где служили зимой); но позже положение изменилось на обратное. В 1903-1905 настоятелем в Баден-Бадене состоял прот. Николай Петрович Апраксин, известный своими переводами богослужебных текстов на чешский язык и созданием русской церкви в Карлсбаде.

В год в русской церкви бывало 2-5 свадеб и погребений, а число причастников колебалось от 20 до 50 человек. Умерших после отпевания увозили на родину или хоронили на местном кладбище. Прихожанами придворного храма были отдыхающие русские, обладавшие, как правило, значительным состоянием. Они подарили несколько дорогих икон, которые, увы, позже были утрачены при ограблениях церкви. Однако к концу XIX века, как сообщал российский посланник, «богатые русские сановники, жившие здесь круглый год, постепенно выбыли, приезжающие только на летний сезон русские, естественно, менее интересовались судьбой баденской церкви, доходы стали быстро уменьшаться…», хотя молиться в Баден-Бадене стали приезжать русские из новооткрытых курортов в Шварцвальде.

19 октября 1899 в храме побывал Император Николай II с супругой, гостивший в те дни в Дармштадте. Он обратил внимание на росписи стен и похвалил их: «Как много оригинального и единственного в своем роде». В 1904 участок с храмом перешел из личного владения принцессы к российскому правительству, которое ежегодно выделяло 6750 руб. на содержание. После смерти Марии Максимилиановны покровителем церкви стал ее сын принц Марк Баденский, который в день рождения и смерти матери служил по ней панихиду. Он передал храму некоторые вещи из закрытой придворной церкви в Карлсруэ. В 1905 кжн. Т. С. Гагарина подарила участок для постройки церковного дома, но денег на него не нашлось.

Когда началась Первая мировая война, храм был закрыт, золоченое покрытие купола снято и переплавлено. Лишь иногда здесь служил военнопленный русский священник, заключенный местного лагеря. После революции к обедневшей знати в Баден-Бадене присоединилось около 500 беженцев из России, и летом 1920 богослужения в церкви возобновились — их до 1979 свершал прот. Михаил Стефирца, «простенький, тихий батюшка», родом из Бессарабии, близко стоявший к митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому). С 1926 он окормлял также приходы в Бад-Эмсе и Карлсруэ. Поначалу среди приблизительно сотни прихожан имелись известные люди: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, артистка Ольга Чехова и др. Экономический кризис в Германии в конце 1920-х заставил, однако, половину прихода переехать во Францию и Бельгию, и он захирел. Церковь держалась лишь благодаря дотациям Вюртембергского дома.

В годы Второй мировой войны службы стали редкими, иконы и сосуды были спрятаны в крипте. После войны приходская жизнь вновь оживилась, ибо в земле Баден-Вюртемберг скопилось почти 20 000 беженцев из СССР, но большая их часть через несколько лет перебралась за океан и в самом городе и его окрестностях остались лишь немногие. С окончанием войны приход из РПЦЗ перешел в Московскую Патриархию, в которой и оставался до смерти прот. Стефирцы в 1979, после чего церковью попеременно пользовались прихожане Патриархии и РПЦЗ. В результате долгой судебной тяжбы здание было в 1988 окончательно передано РПЦЗ. Однако свое столетие 15 августа 1982 храм с его настоятелем архимандритом Авениром отметил еще в московской юрисдикции.

В 1988-1990 здание, считающееся памятником архитектуры, было — в основном за казенный счет — полностью отреставрировано, позолота купола восстановлена, в крипте устроен зал для собраний.

Сейчас на богослужение, которое по расписанию совершают священник-серб прот. Миодраг Глишич и о. Евгений Скопинцев, верующие (среди них — сербы и немцы) приезжают в основном из соседних городов. Клир окормляет также общины в Мангейме и Саарбрюкене. Настоятелем является архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Московская Патриархия имеет в городе свою Преображенскую общину во главе со священниками из немцев.

Утратив значение города-резиденции, Баден-Баден живет сегодня как фешенебельный курорт, в котором русская церковь выглядит драгоценным памятником прошлого.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863175.html

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.